Пятихатки. Харьков. Форум.

Наш город, наш район, наш форум!
Текущее время: 23 сен 2019, 16:19

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 12 янв 2014, 18:20 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 14 авг 2008, 00:39
Сообщения: 5530
Пол: Парень
Возможно, кому-то будет интересно?!
Периодически развлекаюсь тем, что паяю разные фенечки. Встал вопрос про изготовление плат.
Наиболее распространенный метод - ЛУТ (лазерно-утюговая технология). Но у меня нихрена не получилось.
Так что решил освоить фоторезист.
Суть метода: на плату наносится аэрозольным распылением фоторезист. Сушится. Шаблон печатается на прозрачной пленке (либо кальке, либо просто на бумаге, а потом проливается спец. жидкостью, чтоб бумага стала прозрачной для УФ лучей (можно просто маслом подсолнечным))
Шаблон накладывается на плату со слоем фоторезиста, прижимается стеклом (акрилом, скотчем и т.д.) и засвечивается под УФ лампой (можно под лампой дневного света, даже под просто рефлекторной лампой накаливания, надо только время выдержки подобрать). Я пользовался позитивным фоторезистом. Т.е. что видно на шаблоне черным цветом - то и будет на плате.
Проявляется в NaOH. (1-2 минуты). При проявке уходит засвеченный фоторезист. А остается тот, что был спрятан под тонером шаблона. Далее - травление платы в хлорном железе.

Сделал несколько плат при помощи Позитив20.
Изображение
Оптимально получилось так:
1. Чистим плату (средством для чистки посуды). Сушим, обезжириваем. Наносим фоторезист в 1 пшик. (Все на свету). При нанесении делаю так: начинаю распылять сбоку от платы, потом захожу факелом на плату и прохожу за ее пределы.
2. Ставим в духовку. У меня электро. Ставлю до 65 градусов. 20 минут. Дальше по разному. Можно сразу достать, можно дать остыть. Все вечером, без подсветки ;-)
3. Достал при рассеянном свете (открыл холодильник для подсветки ;-) ), положил в банку непрозрачную. Жду минут 30.
Далее в кабинете при рассеянном свете (лампа в аквариуме - вполне достаточно). Плату на стол. на нее шбалон, распечатанный на прозрачной пленке для лазерного принтера, так, чтобы тонер был со стороны платы. Сверху - пластинкой придавил. Пластинку сделал так: в ламинаторе прогнал 2 пленки 75 мкм. Получилась отличная пластина для прижатия. Ее просто сверху кладу.
4. Засветка через шаблон – 1-2 минуты. Придавливал либо пленкой толстой 300-400 мкм, либо стеклом. Стеклом -2 минуты, пленка 1,5 минуты.
Засвечивал лампой УФ. DeLux EBT-01. Е27 цоколь. Вкрутил в обычную настольную лампу.
В общем, выглядит все вот так (только плату для фото взял без фоторезиста нанесенного):
Изображение
5. Кладем обратно в банку темную (из-под кофе у меня) на 30 минут. (!) Это важно! Без этого - фигня выходила у меня ;-(
6. Проявка (1 ч.л. NaOH на 0,7 л ( но может и мало, буду пробовать 1,5 ложки на 0,5 л). Для проявки использовал средство для промывки труб сантехнических. Типа "КРот", только польское. Она на основе гидрооксида натрия. Лучше делать потеплее раствор. Чуть теплее, чем комнатная температура. Я бы сказал градусов 30-35 С.
Средство вот такое у нас было в магазине. В гранулах. Бывает еще жидкое и т.д., но гранулы - лучше всего, имхо. Там чистый гидрооксид натрия, как я понимаю ;-) На банке - цена в гривнах ;-) 22,50 грн за 500 грамм. Учитывая, что надо 7 г на литр, хватит надолго. ;-)
Изображение
7. +зубная щетка для смывки. Щеткой трем фоторезист. Он местами набухает и не отходит. Но без фанатизма! ;-)
При проявке и смывке видно, что цвет разный. Видимо, толщина слоя получается неоднородная. Но - пофиг. На результат не влияло.
8. Травим. (Хлорное железо)
В результате получил примерно такое (фотки не очень по передаче. В реале - получше выглядит. И это при том, что самый дешевый текстолит брал ;) )
Изображение
На дорожках - это не протравка, это блики света. Реперные дорожки 0,1 мм шириной - все прозваниваются!

Реперные дорожки, текст и прочее с шириной 0,1 мм - нормально получились...
Это я себе в мемориз ;-)
Вдогонку: фотошаблон желательно вырезать так, чтобы края пленки были за пределами платы. При засветке край пленки дает полосу на фоторезисте.

Данная технология (и материалы) могут быть использованы и в других областях, где используется выборочное травление. Например, для нанесения рисунка на стекло, изготовление сувениров, штампов и прочего. Возможно, будет кому-то интересно.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 12 янв 2014, 18:21 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 14 авг 2008, 00:39
Сообщения: 5530
Пол: Парень
А еще я пробовал готовые платы с фоторезистомэ
Речь про готовые светочувствительные платы от Космодрома. Наверное, это самый простой вариант.
Итак, покупаем платы готовые, светочувствительные. ;-) Платы сверху заклеены пленкой синенькой. (Это - защитная пленка, а не слой фоторезиста!)
В таком виде платы могут храниться на свету без проблем. Режем, кроим их свободно. Пленка нормально держится. Маску печатал на лазернике на прозрачной пленке. Фоторезист - позитивный. Это значит, что то, что напечатано тонером на пленке - останется в виде медных дорожек на плате. Лампу для засветки использовал специальную, ЕВТ-01. (Но, похоже, можно и обычную зеркальную накаливания). Лампу вкрутил в обычный светильник настольный. Работал вечером, в затемненной комнате. Свет оставил тусклый, от одной СД лампы в люстре.
Приготовился, снял пленку защитную с платы, наложил маску тонером вниз, включил засветку. Слой фоторезиста на плате практически прозрачный, его не видно. Я на этом в первый раз накололся.
В таком виде - 10 минут. Если придавливал стеклом (толстым) - увеличивал время вдвое (20 минут).
После засветки, ставим на свободном поле платы (то, где будет стравливаться) метку маркером. Ее хорошо видно.
Проявляем в NaOH. Поскольку купить в чистом виде малореально, можно использовать бытовое средство для прочистки труб. Я использую польское, в красной пластиковой бутылке, "Tytan", отечественный вариант - "Крот". Средство - гранулы. Проявитель делал из расчета 1,5 чайной ложки гранул на поллитра воды. Воду - чуть теплее комнатной.
Проявляется -порядка минуты. Я брал плату пинцетом и бултыхал в проявителе пока не пропали полностью метки от маркера, поставленные после засветки.
Дальше - стандартное травление в хлорном железе. Снимал фоторезист 647 растворителем (ацетона у меня нет).
Получилось хорошо. По крайней мере, по моему критерию. Дорожки у меня широкие, не показатель. Но вот все тонкие надписи - четко видны


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 28 сен 2015, 15:10 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 авг 2008, 16:30
Сообщения: 175
О! Таки надо будет к тебе наведаться и по такому вопросу [])
Сегодня намечено тестирование фрезы. Заодно семена могу тебе притащить :yes:

_________________
Русские не сдаются!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: 28 сен 2015, 18:03 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 14 авг 2008, 00:39
Сообщения: 5530
Пол: Парень
Кстати, таки спрыгнул на пленочный.. Не получается у меня нормально и равномерно аэрозоль наносить ;(


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Перейти:  
Powered by phpBB ® Forum Software © phpBB Group